Публичный отчет муниципального образовательного учреждения «Тагнинская основная общеобразовательная школа»
за 2009-2010 учебный год.
В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Департамента образования, культуры и молодежной политики Иркутской области и районного комитета образования, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях образовательного процесса.
В 2009-2010 учебном году коллектив школы работал над проблемой «ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ- ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
В связи с этим решалась цель- развитие нравственной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределении.
Для достижения названной цели коллектив ставил перед собой следующие задачи:
- 1. Точное и творческое выполнение программно-методического требования к уроку, грамотное определение темы урока, его места в теме, разделе курса, системе внутри курсовых связей.
- 2. Продумывание и решение задач в единстве:
*Обучающая - формирование умений и навыков, готовности к самообразованию.
*Воспитательная - осуществление воспитательных воздействий словом, средствами искусства, различными формами познавательной, практической деятельности, коллективным обучением, игрой.
*Развивающая - развитие интеллектов, внимания, воображения, речи, памяти, чувств, привычек, убеждений.
3. .Разрешение возможностей выбора методов обучения за счет активного и интенсивного использования словесных, наглядных, практических, репродуктивных, проблемно- поисковых методов.
4. Активное управление познавательной деятельности учащихся по усвоению основного материала непосредственно на уроке.
5.Рациональное и комплексное использование различных ТСО ДСО.
6. Концентрацию внимания ученика за усвоение важнейших научных понятий. Выделение главного, существенного в содержании (теоретических понятий, ведущих воспитательных идей учебного материала), обеспечение связи с жизнью.
7. Постоянный контроль учителя за усвоением содержания образования на уроке, используя различные виды обратной связи.
8. Обеспечение практической, политехнической профориентационной направленности учебного процесса.
9. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирования смысла и рациональной методики выполнения заданий, стремление к теме, чтобы обучение осуществлялось на уроке.
Задачи педагогического коллектива.
1.Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию образования, внедрению новых технологий.
2. Направить педагогический поиск на достижение высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного, экспериментального, научно- исследовательского и образовательного процесса.
3. Повысить влияние школы на социализацию, и самоопределение личности школьника, его адаптивности к 4 новым экономическим условиям: обеспечение законодательных, экономических, материально- технических и правовых гарантий на образование.
4. Усилить психолого- педагогический аспект для успешного осуществления задачи сохранения здоровья учащихся и для пропаганды здорового образа жизни.
5. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине, своему народу, готовность к защите Родины.
6. Обеспечивать всестороннее гармоническое развитие учащихся, их эстетическое, физическое воспитание, укрепление здоровья, готовность учащихся к жизни, сознательному выбору профессии, активной трудовой и общественной жизни.
7. Школа должна осуществлять нравственное воспитание учащихся. Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.
Стимулирование учителя к применению новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий.
Дальнейшее обучение методик личностно-ориентированного обучения.
Совершенствование педагогического мастерства.
Сохранение здоровья учащихся.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
- 1. Здоровье учащихся.
Школа – один первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы
В течение года в школе проводилось динамическое наблюдение за состоянием здоровья учеников. В качестве критериев для его оценки были взяты перечисленных ниже показатели, по которым дана комплексная характеристика состояния здоровья ребенка:
- Уровень и гармоничность физического развития, динамика этих показателей в течение года.
- Наличие хронических патологий и частота обострений хронических заболеваний в течение наблюдаемого периода;
- Частота острых заболеваний в течение года.
- Наличие отклонений в функциях опорно-двигательного аппарата и органов зрения.
Результаты медицинского обследования учащихся
Вид заболевания | 2008-2009 уч.г. | 2009-2010 уч.г. |
Заболевание ЦНС | 5% | 3,9% |
Сердечно-сосудистые | 2% | 14,1% |
Аллергические | - | - |
Мочеполовой системы | 0% | 2,6% |
Заболевание ЖКТ | 2% | 2% |
Эндокринной системы | 15% | 15% |
Патология зрения | 6,4 | 6,4% |
Нарушение осанки | 41% | 43% |
Кожные | - | - |
ЛОР-патология | 2% | 5,1% |
Из данных таблицы следует, что наблюдается тенденция ухудшения здоровья по следующим показателям:
- Сердечно-сосудистые заболевания
- Нарушение осанки
- Заболевание эндокринной системы
- ЛОР-патология
Анализ полученных данных о состоянии здоровья учащихся позволяет сделать следующие выводы:
- Ухудшение состояния здоровья детей в основном произошло из-за недостаточно сбалансированного питания, психологического дискомфорта в семье.
- Большое количество обучающихся с нарушениями осанки требует применения лечебной физкультуры.
В 2009-2010 учебном году педагогический коллектив школы продолжил работу над здоровьесберегающим обучением, цель которого:
укрепление и сохранение здоровья учителей и учащихся.
В течение года администрацией школы велся контроль за функциональным состоянием учащихся в динамике учебного дня. Осуществлялся контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований.
Было установлено:
- учащиеся 5-9 классов занимаются в режиме кабинетной системы, которая соответствует требованиям СанПиНа и целям образовательного процесса;
- учебная нагрузка в основном соответствует реальному уровню развития личности в УВП; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов;
- перегрузка на учебных занятиях отсутствует;
- санитарно-гигиенический режим в школе соответствует нормам СанПин;
- объем домашних заданий соответствует возрастным особенностям учащихся;
- организация питания учащихся удовлетворительная.
К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают своё здоровье важнейшей жизненной ценностью. Поэтому важнейшая задача школы усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.
Главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, можно существенно повысить потенциал здоровья. В течение года велись два спецкурса: « Моё здоровье в моих руках», « Психология общения».
Они призваны обеспечить здоровый образ жизни обучающихся, путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья.
Для учащихся был организован цикл лекций и бесед:
Были проведены 3 дня здоровья, которые включали в себя следующие мероприятия:
-эстафета «Быстрей, выше, сильней»;
-день бегуна,
-день прыгуна,
-лыжные гонки,
-спортивная эстафета;
-спортивный праздник для учащихся начальных классов;
-проведение двигательных игр и тренингов.
-выставка рисунков, плакатов учащихся;
В рамках гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в школе был проведен месячник безопасности, который включали в себя следующие мероприятия:
-внутришкольные соревнования велосипедистов «Трасса»
-оформление стенда « Правила поведения обучающихся в весенне- осенний период»
-конкурс рисунков «Осторожно, тонкий лёд»
-уроки Мужества;
-беседы» Терроризм – угроза обществу», Правила и порядок поведения населения при угрозе и осуществлении теракта»
-выставка учебно-методической литературы
-практические занятия по ПДД, пожарной безопасности.
Ежегодно в школе проходит объектовая тренировка «День защиты детей», цель которой -совершенствование теоретических знаний и практических навыков , полученных в процессе обучения по предмету ОБЖ».
Основные учебные вопросы:
- отработка вопросов эвакуации при пожаре в здании школы;
- оказание первой медицинской помощи;
- основы выживания и жизнедеятельности;
- правила дорожного движения;
спортивные соревнования;
Рекомендации:
1.Продолжить диагностические исследования.
2.Дополнить программу «Моё эдоровье в моих руках»»
3.Провести педагогический совет «Пути совершенствования охраны и укрепления физического, психического, социального здоровья учащихся».
4.Продолжить родительский всеобуч по вопросу «Человек и здоровье».
5.Изучать и шире внедрять структуры уроков с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.
6.Активнее внедрять комплекс упражнений по профилактике скалеоза и других заболеваний.
7.Активизировать физкультурно-спортивную работу с учащимися
.
2.Обученность.
Учебный план МОУ «Тагнинская ООШ» составлен на основе Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, утвержденного приказом управления образования Иркутской области от 26.04.2006 года № 656 «Об утверждении Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы общего образования», и способствует реализации содержания основного базового образования, выполнению задачи всестороннего развития личности с учетом интересов и потребностей обучающихся.
Уровень реализуемых образовательных программ – начальное общее, основное общее.
Календарно-тематическое планирование учителей разработано в соответствии с содержанием учебных программ по изучаемым предметам общеобразовательного цикла и утверждено директором школы.
Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы; включает расписание факультативных и индивидуальных занятий.
Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.
В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по соответствующим региональному перечню учебников на 2009-2010 учебный год.
Анализ классных журналов показал, что все образовательные программы выполнены в полном объеме.
Успеваемость.
Важный показатель результативности процесса обучения - возрастание количества школьников, обучающихся на «4» и «5». Процент качества знаний растет по ступеням обучения и по предметам:
Учебный год | Качество знаний. |
2007-2008 | 32,1 |
2008-2009 | 34% |
2009-2010 | 37% |
Сравнительный анализ качества обучения по классам за 3 года.
2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |||
|
|
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| 2 | 57,1% |
1 |
| 2 | 25% | 3 | 42,9% |
2 | 53,8% | 3 | 61,5% | 4 | 50% |
3 | 33,3% | 4 | 37,5% | 5 | 44,4% |
4 | 40% | 5 | 30% | 6 | 30% |
5 | 45,5% | 6 | 33,3% | 7 | 33,3% |
6 | 14,3% | 7 | 25% | 8 | 25% |
7 | 21,4% | 8 | 18,7% | 9 | 13,3% |
8 | 12,5% | 9 | 20% |
|
|
9 | 16,7% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведенные данные свидетельствуют, что качество успеваемости не стабильное . Это требует систематической кропотливой работы всего коллектива школы (учителей, родителей, школьников), эффективности методической работы (вооружения педагогов современными диагностическими методиками, изучение и внедрение инноваций, смотивированность учителей на повышение профессионального мастерства), и внедрения гуманистических принципов в процесс образования.
Результаты качества знаний выпускников и учащихся школы, представленные в таблицах, свидетельствуют о неустойчивости его положительной динамики. Качество подготовки учащихся непосредственно зависит от профессиональной компетентности учителя и мотивации учащихся к обучению. Наблюдается снижение качества знаний в начальной школе, это связано с тем, что наполняемость классов стала больше.
Выводы:
В2009-2010уч.году 5 классе повысилось качество знаний учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено от 37,5% до 44,4%
В 7 классе идёт постепенное снижение качества за три последних года с 21,4 до13,3%
Факторы, отрицательно влияющие на качество знаний школьников:
- низкий уровень мотивации к обучению;
- основной движущий мотив у учащихся и их родителей- получение отметки и оценки учителя;
- ряд учителей формально относятся к обучению учащихся самопознанию, самооценке своей деятельности через рефлексию;
- отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;
- социальный фактор;
- низкий уровень сформированности организационных умений учащихся, плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результаты своей деятельности.
Первая ступень обучения (1-4 классы)
На первой ступени обучения (4 класса-комплектов) педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи:
- Заложить фундамент начальной образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на второй ступени обучения
С учётом этого в учебный план введены английский язык и информатика со 2 класса.
Школьный компонент был распределён на 3 час уроков физической культуры со 2 класса.
Учебный план начальной школы был обеспечен учебными программами
«Школа России», под редакцией Плешакова А. А;
Содержание образования начальной школы реализовывалось через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие картины мира. Это достигалось также за счет деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
В 2-4-х классах введен предмет «Информатика». Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к их использованию как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.
Во 2-4 классах ведётся обучение английскому языку.
Расписание занятий и записи в классных журналах соответствуют учебному плану.
Расписание учебных занятий обеспечило реализацию учебного плана и программ. Записи в классных журналах свидетельствуют о реальном обеспечении базового уровня подготовки по предметам.
Качество знаний по отдельным предметам во 2- 4 классах за 3 года
| Учебный год | ||
| 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
Русский язык | 2- 69,2 % | 2- 71% | 2- 71,4% |
3- 55,6 % | 3- 61,5% | 3- 42,8% | |
4- 50 % | 4- 37% | 4- 53,8% | |
|
|
| |
| |||
Математика | 2- 76,9 % | 2- 43% | 2- 71,4% |
3- 55,6 % | 3- 69.2% | 3- % | |
4- 60 % | 4- 50% | 4- 46% | |
| |||
Литературное чтение | 2- 69,2% | 2- 85% | 2- 71,4% |
3- 66,7% | 3- 61,5% | 3- 71,4% | |
4- 70% | 4- 87,5% | 4- 53,8% | |
|
|
| |
Окружающий мир | 2- 76.9% | 2- 85,7% | 2- 87.5% |
3- 66,7% | 3- 69,2% | 3- 71.4% | |
4- 80% | 4- 69,5% | 4- 61% | |
|
|
|
Анализ уровня знаний по русскому языку позволяет говорить о том, что результаты учебных достижений учащихся 2-4-х классов остаются достаточно стабильными на протяжении трех учебных лет.
Анализ уровня знаний по математике за три учебных года позволяет констатировать достаточно высокий уровень. Добиться прочности усвоения материала позволило умелое сочетание иллюстративно-объяснительных, наглядных и проблемно-поисковых методов обучения, использование новых технологий и программ.
Вместе с тем, наблюдается небольшой процент снижения показателя качества знаний, как считают педагоги, основными причинами стали усложнение программного материала, бытовая запущенность обучающихся.
Учащиеся 2-4-х классов показывают достаточно высокий уровень знаний по литературному чтению в течение ряда лет. Однако наблюдается спад на 2% в 2007-2008 учебном году. Это обуславливается количеством часов по базисному плану, отведенных на литературное чтение (3 часа в 3-4 классах).
Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с государственными требованиями является важным моментом в организации деятельности школы.
На современном этапе в начальной школе используются как традиционные контрольные работы, так и тестовые.
Цель контрольных работ: выявление уровня учебной подготовки учащихся. Анализ контрольных работ позволяет установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины и выявить в школе передовой опыт.
Уровень учебных достижений обучаемых в 2009-2010 учебном году представлен в следующих таблицах.
Вводный контроль .
Предмет | Учитель | Класс | Кол-во обуч-ся | % выполнения | На «4» и «5» |
| ||
| ||||||||
Р У С С К И Й
Я З Ы К
| Желевич В.В
| 2 | 7 | на « 5»-0 на «4»-3 на 3»-2 на «2»-1 | 83,3% | 50% |
| |
Перетолчина Н.Л.
|
3 |
7
| на « 5»-0 на «4»-5 на 3»-1 на «2»-1 | 85,7% | 71,4% | |||
Заболотская З.И.
|
4 |
13 | на « 5»-0 на «4»-5 на 3»-7 на «2»-1 | 92,3% | 38,4% | |||
|
Предмет | Учитель | Класс | Кол-во обуч-ся | % выполнения | На «4» и «5» |
| ||
| ||||||||
М А Т Е М А Т И К А
| Желевич В.В
| 2 | 7 | на « 5»-1 на «4»-6 на 3»-6 на «2»0 | 100% | 53,8% | ||
Перетолчина Н.Л.
|
3 |
7
| на « 5»-1 на «4»-0 на 3»-4 на «2»-2 | 71,4% | 14,2% | |||
Заболотская З.И.
| Продолжение » |